Топографические карты

L-40-VI - 1 : 200 000

КТМЗ >> Карты >> Топокарты >> L-40 >> 1:200k >> L-40-VI. Челкар
КТМЗ: Отчеты Библиотека Тур.документы Регионы Водная энциклопедия Песни Форум Школа туризма - набор круглый год!

L-40-VI. Челкар

L-40-VI
СПРАВКА О МЕСТНОСТИ

Населенные пункты. Город Челкар (20,1 тысяч жителей на 1980 г.) - административный центр Челкарского района Актюбинской области, железнодорожная станция; имеется вагоноремонтный завод. предприятия пищевой промышленности (мясокомбинат, маслозавод, хлебопекарни), автобаза и РТС. Планировка в основном прямоугольная, застройка квартальная. Центральные улицы шириной 50-60 м асфальтированы, второстепенные шириной 20-30 м имеют булыжное покрытие, окраинные улицы без покрытия. Строения, как правило, одноэтажные, из сырцового кирпича. В центре города и вблизи вокзала двух- , четырехэтажные кирпичные дома. Подвальных помещений в городе мало. Город электрифицирован, газифицирован (газ баллонный, привозной). Водоснабжение из водопровода. Средством связи является телефон. Наиболее крупные населенные пункты сельского типа Байкадам (1050). Аккайтым (740), Жылтыр (690 человек). Планировка поселков бессистемная, застройка рядовая или рассредоточенная. Строения из сырцового кирпича. В поселке Байкадам административные строения из огнеупорного кирпича. Водоснабжение из колодцев. Средства связи - телефон. Остальные населенные пункты сельского типа и пристанционные поселки с населением от 20 до 200 человек. Застройка рядовая или рассредоточенная. Строения глинобитные и из сырцового кирпича. Населенные пункты электрифицированы. На территории, особенно в песках, расположено большое число зимовок, состоящих обычно из одного-двух жилых домов, загона или сараев для скота. Водоснабжение осуществляется преимущественно из колодцев. В пристанционных поселках имеется водопровод.

Дорожная сеть. Железная дорога Арысь - Кандагач однопутная. Преобладающие уклоны 5% , наименьший радиус кривых 700 м. Рельсы тяжелого типа, шпалы деревянные: балласт - щебень, песок. толщиной от 0,3 до 1.0 метра. Вдоль железной дороги проложен водопровод, водоснабжение поездов производится на станции Челкар. Тяга тепловозная. На всем протяжении, за исключением участка песков, дорога идет по насыпи высотой 1-3 м. На дороге в местах выемок глубиной 1-2 м, поставлены мосты и трубы диаметром от 0.8 до 1.8 м. Шоссе Челкар - Иргиз. частично асфальтированное и частично покрыто гравием. Толщина покрытия 12-14 см, основания - 0,3- 1,0 метра. Ширина покрытой части 5 м, всего полотна 10 м. Шоссе Челкар - Соленая, Челкар - Аккайтым гравийные и щебеночные. Толщина покрытия 8-12 см, основания 0,3-0,5 метра. Ширина покрытой части 5 м, всего полотна 10 м. По грунтовым и полевым дорогам в сухое время года возможно движение автотранспорта со скоростью до 40 км!час. В период дождей и снеготаяния дороги сильно размокают и становятся труднопросзжими; по участкам проходящим по пескам, наоборот, в этот период движение автотранспорта более доступно.

Рельеф и грунты. Территория представляет собой холмистую местность с чередованием плосковершинных холмов, особенно это выражено в юго-восточной части. Относительные высоты холмов от 40 до 70 м, склоны пологие (до 1-2°). Максимальные высоты 300-315 м находятся на небольшом плато, расположенном на юго-востоке и имеющим пологий скат на юго-восток и крутой на северо-запад. В центральной части территории простирается широкое понижение, в значительной части занятое песками Большие Барсуки, большим количеством соленых озер и множеством солончаковых впадин. Пески Большие Барсуки протягиваются полосой в 10-20 км с юго-запада на северо-восток и представлены главным образом бугристыми формами, очень слабо закрепленными растительностью; местами встречаются сыпучие пески. Средняя высота бугров 4-10 м. Взаимное расположение бугров благоприятно для движения вдоль вытянутости всего песчаного массива и неблагоприятно для преодоления песков в широтном направлении. Между буграми часто встречаются небольшие участки ровного песка, а в понижениях - небольшие площади солончаков. Грунты на территории в основном суглинистые, супесчаные и песчаные (см. схему). Распространены также солончаковые грунты и солончаки. Движение автотранспорта вне дорог в сухую погоду возможно по всей территории, кроме песков, со скоростью до 20 км/час. Грунтовые воды в понижениях находятся на глубине 1-3 м, на остальных участках территории 5 м и более. В песках грунтовые воды залегают на глубине от 0,5 до 2.0 м.

Гидрография. Озера Шалкар и Старый Шалкар соеденены между собой протоками, поэтому уровень воды в озере Шалкар постоянный, Вода в озере Шалкар пресная, пригодная для питья после отстаивания и кипячения, в озере Старый Шалкар солоноватая. Озера в начале ноября замерзают (толщина льда до 0,7 м} и вскрываются только в конце марта-начале апреля. Глубина озер до 5 м, дно песчаное, у берегов илистое. Берега пологие, высотой 3-5 м, кое-где поросшие камышем. Питаются озера в основном за счет снеговой воды реки Каульжур. Озеро Копасор соленое, в летнее время значительно усыхает. Максимальная глубина 1,5 м, дно вязкое. Остальные озера незначительные по размерам, мелководные, как правило, соленые, питаются дождевыми и грунтовыми водами, летом многие пересыхают. Реки постоянного водотока не имеют, вода в них бывает только весной в течение 2-3 недель; в отдельных углублениях сохраняется все лето.

Растительность. Растительность полупустынная, представлена в основном травами (ковыль, биюргун, полынь) и полукустарниками (жынгыл, жузген). В песках Большие Барсуки (в северо-восточной части) проводятся искусственные насаждения древесной растительности (сосна, осина, жиде). Деревья растут небольшими рощами, площадью до 0,5 га, достигая высоты 12 м. По берегам озер и кое-где в поймах пересыхающих рек встречаются заросли камыша.

Климатические условия. Климат резко континентальный, засушливый, с большими колебаниями сезонных и суточных температур. Зима (середина ноября-март) умеренно холодная; самые холодные месяцы январь и февраль. Дневные температуры воздуха понижаются до -16°С, ночные до -30,-35°С (минимальные -40°С). Устойчивые морозы начинаются в декабре и бывают всю зиму. Но в дневное время часто бывают оттепели, особенно в начале и конце периода, с температурой до 5°С. Снежный покров, как правило, неустойчив, в многоснежные зимы может достигать толщины 30 см. Относительная влажность воздуха 70-80%. Среднее число ясных дней в месяц 18-25. Среднее число дней с метелями за сезон составляет 10-15 (в отдельные зимы до 30 дней). Весна (апрель-май) характеризуется большим контрастом дневной и ночной температуры воздуха. Дневные температуры в начале сезона 5-15°С, в конце 20-25 °С; ночью температура соответственно -3,-5°С и 5-10°С. Весной выпадает наибольшее количество осадков. Относительная влажность воздуха 60-70%. Среднее число ясных дней 15-20 в месяц, дней с туманами 2-3 дня в месяц. Лето (июнь-середина сентября) жаркое, сухое; средние дневные температуры воздуха 20-25°С (максимальная до 45 °С). В ночное время температуры снижаются до 10-15°С. В начале и в конце лета бывают дожди (5-6 дней в месяц с дождями). Относительная влажность воздуха 30%. Среднее число ясных дней 25-28 в месяц. Осень (середина сентября-середина ноября) в первой половине малооблачная, теплая, температура воздуха днем 15-20°С, ночью 10-13°С; во второй половине прохладная, с пасмурной погодой, температура воздуха днем 5-10°С, ночью -1-5.-5°C. Осадки выпадают в виде моросящих дождей, иногда со снегом. Количество дней с осадками до 7-12 в месяц. В октябре начинаются ночные заморозки. Относительная влажность воздуха 60-70%. Ветры зимой преимущественно восточные, летом-западные, весной и осенью-северо-восточные и юго-западные. Преобладающая скорость ветра 4-5 м в секунду. Сильные порывистые ветры (более 10-15 м/сек) бывают осенью.

Схема грунтов

<< Все топографические карты листа L-40 масштаба 1:200k

Разыскиваются топографические карты с листов L-40. Если у Вас есть что-то, чего нет здесь, запишите, пожалуйста, сюда! Или на почту KTMZ 'AT' list.ru

Outdoor Travel Text

Размещение рекламы
Последние изменения: 12.4.2005
-
Hosted by uCoz